Мударрис ал-Хаджжи Дувуд ал-Мушкури.
АЛ-МУШКУРИ, АЛ-ХАДЖЖИ ДАВУД. (1680–1735) — крупный лезгинский государственный деятель, полководец, организатор и руководитель антиперсидского восстания, глава суннитского духовенства.
В начале XVIII в. на Кавказе, на территории компактного расселения лезгинских народов, развернулось грандиозное по своим масштабам народно-освободительное движение, происходившее под лозунгами «избавления правоверных суннитов от угнетателей-ши‘итов». Революционное движение возглавил глава суннитского духовенства Лезгистана, мударрис шайх ал-Хаджжи Давуд ал-Мушкури (1680–1735).
Известно, что мударрис ал-Хаджжи Давуд создал и распространил духовное учение на всей территории компактного проживания лезгинских народов, сущность которого сводилась к полному нивелированию светской власти (установление законов Шари‘ата) на территории, подконтрольной ему. Исходя из этого, некоторые исследователи, в том числе и зарубежные, считают, что это учение мало чем отличается от так называемого «муридизма», идеологии освободительного движения горцев Дагестана и Чечни в 20-е — 50-е годы XIX в., подчёркивая при этом возможную идеологическую преемственность между шайхом ал-Хаджжи Давудом ал-Мушкури и Ушурмой, выходцем из сел. Алды, более известным, как имам Мансур (1750/60–1794), и другим лезгинским шайхом, идеологом Кавказской войны Мухаммадом ал-Йараги (1772/73–1838). Однако суфийскую составляющую с уверенностью можно обнаружить лишь в деятельности шайха ал-Йараги, да и то большинство исследователей подчёркивают, что вышеупомянутый наставник «создал особое учение», плотно завёрнутое в исламскую (суфийскую) оболочку. Относительно мировоззрения имама Мансура или шайха ал-Хаджжи Давуда, то назвать их суфийскими можно с очень большой натяжкой. Это лишь одна из версий современных исследователей, базирующихся лишь на основании того, что активная деятельность их происходила практически в одном и том же историческом периоде.
Родился Давуд в сел. Девела (ныне сел. Дедели Хачмазского района, Северный Азербайджан). В мае 1728 года ал-Хаджжи Давуд был приглашён турецким султаном на переговоры в Гянджу (араб. Джанза, ныне город в Азербайджане). Ал-Хаджжи Давуд принял это приглашение и прибыл туда вместе семьёй, включая четырёх сыновей и двух братьев, и приближёнными. Однако его стремление к самостоятельности и неуправляемость пугали турецкие власти, посему по прибытии в Гянджу он был взят под стражу и пятого октября, вместе со семьёй и приближёнными, вывезен в Эрзерум. В свою очередь турецкие архивы начинают понемногу проливать свет на судьбу взятого в плен и сосланного на остров Родос семейства ал-Хаджжи Давуда ал-Мушкури.
Например, некоторые любопытные сведения обнародовал в 2014 году турецкий историк Яшар Баш («Правитель Ширвана ал-Хаджжи Давуд, политическая борьба ссылка и семейная жизнь»), сотрудник университета в турецком городе Бингёл (Ekev Akademi dergisi. Yil 18, sayi 58, kis 2014. // Ya;ar BA;. ;irvan Hani Haci Davud, Siyasi M;cadelesi, S;rg;n Hayati Ve Ailesi. С. 629–647). В его статье наибольший интерес представляют сведения, извлечённые из архивных хранилищ. Эта информация касается пребывания семьи ал-Хаджжи Давуда ал-Мушкури в турецком плену.
Согласно указанным документам, ал-Хаджжи Давуд вместе с семьёй содержался на острове Родос под усиленной охраной, чтобы не сбежал. Речь идёт о его четырёх сыновьях и двух братьях. Яшар Баш пишет, что на одном из мусульманских кладбищ Родоса может быть обнаружена и место захоронения лезгинского полководца и государственного деятеля. В 1735 году, его семья была поселена в городе Гелиболу (бывший Каллиполис) на европейском берегу пролива Дарданеллы. В то же время, как признаёт автор статьи, остаётся не выясненным вопрос о том, был ли сам ал-Хаджжи Давуд ал-Мушкури перемещён с Родоса в Гелиболу до своей кончины.
В городе Гелиболу для пленников были арендованы помещения в семи армянских и одном мусульманском доме. Членам семьи была установлена месячная выплата с учётом стоимости аренды жилья в размере пятидесяти курушей в месяц. Начиная с 1745 года, эта сумма была уменьшена до 44 курушей. Мухаммад-Карим, старший сын ал-Хаджжи Давуда, был направлен в Ширван после смерти отца с миссией привлечь местное население на сторону Турции в её противостоянии с Ираном, перешедшим под власть Надир-шаха Афшара (1688–1747). Мухаммад-Карим-бек (Мехмед-Керим-бек) погиб там при невыясненных обстоятельствах не позднее 1742 года. Приблизительно в это же время умерли в городе Гелиболу другие два сына — Сулайман-бек и Тахир-бек. Во главе семьи остался ‘Абд ал-Карим, младший сын ал-Хаджжи Давуда ал-Мушкури. Говорится также и о дочерях, одну из которых звали Пейкер, а её мужа — Казим. В плену содержались пятнадцать прямых родственников ал-Хаджжи Давуда и 24 человека из числа приживальщиков.
В статье названы также имена потомков ал-Хаджжи Давуда ал-Мушкури, проживавших в Гелиболу, а впоследствии в разных местах Анатолии. Кроме того, во дворе мавзолея Языджи-эфенди, находящегося в Гелиболу, была обнаружена надгробная плита с надписью. В ней указано имя ал-Хаджжи Давуда, титул «правитель Ширвана» и время его кончины — 1735 год. Где находится сама могила, до сих пор не известно. Старинное кладбище, находящееся вблизи мавзолея Языджи-эфенди, оказалось сильно поврежденным во время дорожно-строительных работ. Возможно, что оно снесено полностью. На месте старого кладбища Языджи-заде (где в данный момент осталась лишь одна мечеть с мавзолеем и садом) был также обнаружен надгробный камень дочери ал-Хаджжи Давуда ал-Мушкури — Рукии.
Что касается конкретно повстанческой деятельности ал-Хаджжи Давуда, из книги дагестанского историка нам известно, что стартом к его религиозной и политической деятельности послужил факт паломничества (ал-хаджж) в г. Мекку: «Именно вернувшись из г. Мекки, ал-Хаджжи Давуд провозгласил, что он призван Богом избавить правоверных суннитов от тирании исказителей и врагов ислама — ши‘итов». На наш взгляд, именно сам факт посещения страны, враждебной ши‘итской Персии, жителей которой арабы исторически воспринимали исключительно как «чужаков», «несемитов», говорит о том, что мировоззрение шайха было близко скорей к ‘акиде ханбалитов нежели вероубеждению экзальтированных кавказских суфиев. В пользу этой версии говорит ещё то обстоятельство, что имени лезгинского шайха нет ни в одной известной нам на сегодняшний день генеалогической суфийской духовной цепочке (силсиле). Не оставил после себя ал-Хаджжи Давуд и суфийских преемников (мазун), которые могли бы от его имени наставлять людей. Более того, с учётом того, что в самой Персии, что на территории, подконтрольной им, на Кавказе, были распространены суфийские братства, в том числе ши‘итского толка, шайх ал-Хаджжи Давуд мог быть противником суфизма, по крайней мере, в его ши‘итской интерпретации. Кроме того, в 2013 г. внуком известного просветителя ‘Али Каяева (1878–1943) Ильясом Каяевым (род. 1961) в библиотеке деда впервые была обнаружена фатва ал-Хаджжи Давуда ал-Мушкури
________________________________________________________________________
. Алиев Р.Н. Хаджи-Давуд. На русс. языке. Научно-популярная проза. Дагестан. Махачкала: «Формат», 2019 — 378 с.
. Бутаев А.А. Народно-освободительное движение на Восточном Кавказе под руководством Хаджи-Давуда Мюшкюрского /первая треть XVIII века/ Махачкала: Издательство: «Мавел», 2006. — 159 с.
. Меликмамедов М. Хаджи Давуд. Махачкала: ООО «Издательство «Лотос», 2016. — 416 с.
собственноручно подписанная им.